На Главную
Журнал "Автомобили"
Журнал "Автомир"
Журнал "Автошоп"
Журнал "Автомобили и цены"
Журнал "Досуг и развлечения"
Сборник "Полезные страницы. За рулем

КИМ

        Не ошибемся, если скажем, что добрая половина человечества хотела бы иметь собственный автомобиль. Кто-то мечтает о Ferrari, а кто-то об Оке.
        В 30-е годы советский человек тоже мечтал об автомобиле, но не конкретном, а вообще, так как до войны автомобили в СССР имелись только в распоряжении государственных учреждений или работали как такси, а так называемым физическим лицам их обычно не продавали. Но в 1939 году такая машина забрезжила на горизонте развивающегося советского автомобилестроения. Именно для индивидуального пользования. Выпускать ее было решено на московском автосборочном предприятии имени Коммунистического интернационала молодежи (КИМ), а проектировали автомобиль всем миром, потому что предприятие это занималось только сборкой автомобилей ГАЗ из деталей, поставляемых с Горьковского автозавода. На заводе им. КИМ не было мощного конструкторского отдела, способного самостоятельно разработать и запустить в производство автомобиль. Слаба была и производственная база. Например, литейное производство отсутствовало вовсе. Поэтому кузов автомобиля проектировали на «ГАЗе», а двигатель и шасси разрабатывали специалисты НАТИ (Научный автотракторный институт). Машину предполагали выпускать в двух вариантах, с закрытым двухдверным кузовом (КИМ 10-50) и с открытым двухдверным (КИМ 10-51).
        В короткие сроки для завода им. КИМ было закуплено и установлено оборудование. Часть деталей для новых автомобилей была изготовлена на других заводах. И вот 25 апреля 1940 года собраны три первых автомобиля, которые 1 мая прошли вместе с демонстрантами по Красной площади. Предлагаем вам поближе познакомиться с КИМ 10-50 и самим оценить его. Вот он перед вами. Вполне современный для конца 30-х годов не очень изящный внешний вид. Цельнометаллическая крыша, фары, спрятанные в тело кузова, капот «аллигаторного» типа, запасное колесо, убирающееся в багажник, - все это прогрессивные элементы конструкции. Подходим к машине и открываем... нет не дверь, а капот. Перед тем, как сесть за руль, нужно проверить уровень охлаждающей жидкости в радиаторе и уровень масла в двигателе. Запор капота с секретом, но мы с вами поделимся им: смело сворачиваем набок накапотную эмблему. Вот он секрет! Эмблема является ручкой для открывания капота. Распахиваем «крокодилью пасть» подкапотного пространства и видим где-то в ее глубине маленький четырехцилиндровый двигатель. Вытаскиваем щуп, смотрим уровень масла, ставим на место, открываем пробку радиатора, закрываем. Все в порядке, теперь за руль.
        Сиденье очень мягкое и податливое по сравнению с современными. Да это и понятно. Ведь подвеска такого автомобиля менее совершенная, чем у сегодняшнего, и переднее сиденье довоенной машины вынуждено было частично «отдуваться» за работу подвески. Впрочем, то же самое можно сказать и про заднее сиденье. Чтобы сесть на него, предварительно нужно откинуть вперед сиденье водителя или переднего пассажира. Так делали не только в КИМе, но и во всех других двухдверных кузовах. Это доставляло пассажирам некоторое неудобство, но зато такие кузова были прочнее четырехдверных и дешевле в производстве. Неудобство входа и выхода компенсировалось комфортом самого сиденья. К тому же оно расположено гораздо выше переднего, и с него открывался отличный обзор поверх голов впереди сидящих пассажиров.
        Итак, садимся за руль, запускаем мотор, выжимаем сцепление и очень аккуратно включаем первую передачу, так как в противном случае можно легко поломать зубья шестерен коробки передач. Разгоняемся и легко включаем 2-ю, затем 3-ю передачу. При обратном переключении с высшей передачи на низшую желательно делать перегазовку, опять-таки во избежание поломки зубьев. Пора остановиться. Жмем на педаль тормоза. Автомобиль начинает как бы нехотя замедляться. По сравнению с современными моделями усилие на педаль тормоза просто огромно. Но не забывайте, на чем едем. Тормоза-то механические и, естественно, без всяких усилителей. Будем снисходительны - КИМ создавался 60 лет назад.
        На автостраде кажется, что этот автомобиль не едет, а стоит - по сравнению с современными машинами. Зато удовольствие доставляет езда по второстепенным узким дорогам даже с грунтовым покрытием. 16-дюймовые колеса малочувствительны к неровностям дороги, а мелкие кочки «гасят» мягкие сиденья. Летом можно опустить все боковые окна, а уж прокатиться на фаэтоне КИМ 10-51 каким-нибудь июньским погожим деньком вовсе кайф. Мечта! Но... погожим июньским утром 1941 года началась война. Всего успели выпустить 500 машин, в основном КИМ 10-50 и несколько КИМ 10-51. Было еще изготовлено два образца КИМ 10-52 с четырехдверными кузовами. Все три модификации имели одинаковые шасси, в основе которых были лонжеронная рама открытого профиля, жесткие мосты с реактивными штангами и поперечными рессорами. Привод осуществлялся на задние колеса.
        На сегодняшний день известны три сохранившихся экземпляра этого автомобиля: два КИМ 10-50 и один 10-52, КИМ 10-51 - пока ни одного... Может быть, еще найдется?

Журнал "Автомир" № 16, 16 апреля 1998 г.

КИМ 10-50


КИМ 10-50


КИМ 10-51


панель приборов КИМ 10-50
Copyright© Сергей Рохлин


Hosted by uCoz