На Главную
Журнал "Автомобили"
Журнал "Автомир"
Журнал "Автошоп"
Журнал "Автомобили и цены"
Журнал "Досуг и развлечения"
Сборник "Полезные страницы. За рулем"

МАЛЫШИ
Часть 1

        В автомобильной истории знамениты, как правило, дорогие или добившиеся выдающихся успехов в спортивных соревнованиях машины. А маленькие, вес которых был менее 700 кг и длина колебалась в пределах трех метров, увы, порой забываются. По принятой в нашей стране классификации они относятся к мотоколяскам и микроавтомобилям. Среди них есть весьма интересные конструкции, заслуживающие внимания, а порой и шедевры автомобильной техники. Хотя и те и другие появились одновременно в конце XIX века.
        Тогда пионеры автодела ставили перед собой задачу – при минимальных затратах создать такую работоспособную конструкцию, которая могла бы приносить хоть какую-то прибыль. О долговечности, комфортности, экономичности и других важных показателях речи не шло. Правда, к тому времени был накоплен большой опыт каретного и сравнительно небольшой - велосипедного производства. Поэтому автомобили во многом напоминали экипажи, кареты, повозки, брички, велосипеды на четырех колесах.
        Большинство фирм начинали свою деятельность именно с производства маленьких машин, которые базировались в основном на велосипедных и мотоциклетных агрегатах. Поэтому многие из них назывались Сусlесar («автомобиль мотоциклетного типа»), а в России – циклокар. Те предприятия, которые подошли к этому делу серьезно, выжили, а те, которые пытались производить маленькие автомобили из дешевых некачественных материалов, применяя примитивную технологию, быстро канули в Лету.
        Как показала жизнь, практически невозможно создать рентабельное производство с кондачка, т.е. не обладая особым чутьем предпринимателя и талантом конструктора. Такими качествами был наделен Луи Рено, который в 1898 году основал свою фирму, являющуюся сейчас одним из крупнейших производителей легковых и грузовых автомобилей в Европе. А начинал он с маленького автомобильчика Renault A длиной 2000 мм. Малютка имела карданный вал, который сейчас известен всем, а тогда являлся редчайшим новшеством. Теперь с высоты прошедших лет можно с уверенностью сказать, что это техническое решение было правильным и считалось изюминкой в конструкции машины. К концу первого десятилетия XX века некоторые фирмы сумели наладить выпуск маленьких машин, не уступающих по техническому уровню большим автомобилям.
        Наиболее ярким представителем названного семейства выступает Peugeot BB, или «Бебе». Машина, созданная в 1911 году молодым Э. Бугатти, была совершенна как технически, так и эстетически. В 1913 году было выпущено 3095 экземпляров модели ВВ, что стало значительным успехом для того времени. Тем не менее общая тенденция перед Первой мировой войной была такова, что производство средних и больших автомобилей росло гораздо быстрее, чем маленьких, поскольку первые были надежнее, долговечнее и комфортабельнее. Примененная впервые в компании Ford конвейерная сборка резко повысила производительность труда, заметно снизила цену полноразмерных автомобилей и приблизила ее к цене маленьких, зачастую недолговечных и ненадежных. Интерес к последним подскочил после окончания войны, когда покупательная способность, особенно в Европе, упала, промышленность же, выпускавшая военную продукцию, осталась без дела. А по Версальскому договору Германии вообще было запрещено выпускать военную технику.
        Характерным примером конструкции послевоенного мини-автомобиля является немецкий Grade. Его конструктор X. Граде был одним из первых в Германии, кто построил авиационный двигатель. Эта примитивная во многом машина не имела коробки передач и дифференциала. Привод на задние колеса осуществлялся с помощью вариатора, обтянутого кожей. Рулевое управление было тросовым по типу авиационного. Все узлы и агрегаты работали ненадежно, часто ломались. С 1922 по 1926 год было выпущено всего 2000 таких машин. Вспыхнувший вскоре экономический кризис без труда свалил предприятие Наns Grade Werke G.m.b.Н., как и многие другие. X. Граде был одним из тех, кто наступил на грабли — те самые, на которые наступали в свое время пионеры автостроения. Так же, как и они, он хотел малыми затратами достичь многого. Но были в то время и приятные исключения, например английский Austin Seven. Благодаря тщательно продуманной компоновке, применению качественных материалов и использованию передовых технологий автомобиль, выпущенный в 1923 году, продержался в производстве 16 лет. Даже производился по лицензии в США и Германии.
        Другой пример удачного решения — тоже английский. Речь идет о фирме Моrgаn. Первый Моrgаn появился в 1910 году, его выпускали без принципиальных изменений в конструкции 26 лет. То есть ничуть не меньше, чем лучших представителей неисчислимой автомобильной братии. Машина была двухместной, имела трехколесное шасси и двухцилиндровый V-образный двигатель знаменитой фирмы J.А.Р. С 1925 года все модели оснащают двигателями с клапанами в головках цилиндров. Мощность такого двигателя составляла 8 кВт, что обеспечивало достижение скорости около 130 км/ч, т.е. скорости мощного легкового автомобиля того времени.
        Но не все английские мини-автомобили были такими успешными, как два предыдущих. Отметим здесь один из самых маленьких — Rytecraft Scootacar. Машина длиной всего около двух метров имела двигатель рабочим объемом 98 см³, расположенный сзади. Этот автомобильчик выпускали с 1934 по 1940 год и применяли в основном для катания в парках. В конструкции машины не было ничего примечательного, и в истории автомобилестроения она промелькнула незаметной искоркой.
        А вот другой автомобиль, итальянский FIАТ 500 Тороlinо («мышонок»), появившись на небосклоне автомобильной истории в 1936 году, вспыхнул яркой звездой. Тогда, в середине 30-х годов, в Италии делали дорогие автомобили Isotta Fraschini, Alfa Romeo и менее дорогие Lancia, FIAT и др., которые были доступны немногим покупателям. Основная часть населения пользовалась автобусами и велосипедами. Для производителей рынок самых дешевых автомобилей был открыт. Многочисленные попытки создать такие автомобили, не наступив на те же грабли, конечно, не увенчались успехом. Для того чтобы получить прибыль с дешевой машины, нужно было производить большое количество таких машин, причем на хорошем уровне. Такая задача была по плечу только крупному предприятию.
        Таким предприятием был FIAT. Молодому талантливому конструктору Д. Джакоза было поручено создать принципиально новый, современный, но вместе с тем простой и дешевый народный автомобиль для массового производства. Задача осложнялась тем, что сначала разработали дизайн кузова. Он имел элегантные обтекаемые формы, по размерам был очень маленьким (3215 мм в длину), поэтому его компоновка представляла проблему. Узлы и агрегаты пришлось втискивать в кузов в буквальном смысле этого слова, а четырехцилиндровый двигатель разместить впереди колесной базы. Пологий и покатый капот не позволял занять радиатору его законное место перед двигателем. А за двигателем проходила поперечная рессора независимой передней подвески, и уже только за ней удалось поставить радиатор. Привод приходился на задние колеса. Тщательно продуманное удобное место водителя, соблюдение законов эргономики — словом, свою задачу Джакоза решил блестяще, создав шедевр автомобильной техники.
        Шустрый «мышонок» быстро завоевал популярность, принеся концерну FIАТ огромные прибыли. FIAT 500 выпускали по лицензии во Франции (SIМСА 5) и в Германии (NSU-FIАТ 500). С 1936 по 1955 год было продано более полумиллиона машин. Во время Второй мировой войны производство не только мини-автомобилей, но и других машин мирного назначения было свернуто и возобновлено только после окончания военных действий. В разбомбленной и обнищавшей Европе снова возникла острая потребность в дешевых и экономичных транспортных средствах. Новый взлет малышам был обеспечен. Производство Тороlinо снова наладили, а в 1955 году на смену старому FIАТ 500 пришел новый, который явился не менее гениальным детищем того же конструктора. Но об этом - в следующей части нашего повествования.

Рисунки автора.

Журнал "Автомобили и цены" № 12 (45), 29 марта - 4 апреля 2004 г.

Renault A (1899)

Morgan (1933)

Renault 4 CV (1946)

FIAT 500 Giardiniera (1960)

Copyright© Сергей Рохлин


Hosted by uCoz