На Главную
Журнал "Автомобили"
Журнал "Автомир"
Журнал "Автошоп"
Журнал "Автомобили и цены"
Журнал "Досуг и развлечения"
Сборник "Полезные страницы. За рулем"

БОЛЬШОЙ МИР МАЛЕНЬКИХ МОДЕЛЕЙ

        С рождения и по сей день моя жизнь связана с автомобилями и их уменьшенными копиями. В детстве я сам ремонтировал, усовершенствовал и даже делал игрушечные машинки, потому что 50 лет назад не было такого изобилия игрушек, как сейчас. Не все мои игрушки куплены в магазине. Какие-то выменял, какие-то нашел в металлоломе. Помню, один мальчик подарил мне жестяную машинку, превратившуюся в лепешку из-за того, что на нее кто-то наступил. Я аккуратно разобрал машинку, выправил и снова собрал, Это была моя первая работа по реставрации. Некоторые из этих игрушек живы до сих пор.
        Свою первую модель английского мотоцикла Triumph я приобрел только в начале 60-х годов. Это была модель фирмы Lesney серии Matchbox («спичечная коробка»). В скором времени появились в продаже модели производства ГДР британской фирмы Corgi Toys, а затем и отечественные. Английские модели в то время были большой редкостью, когда они появлялись в продаже, за ними возникали жуткие очереди. Некоторые люди хватали несколько экземпляров одной и той же модели, а потом выменивали их на другие или продавали втридорога. Так возникла модельная барахолка, со временем превратившаяся в нечто подобное клубу по интересам.
        Сейчас никакого ажиотажа нет: во всех магазинах очень богатый выбор моделей любого масштаба и уровня исполнения. Цены колеблются от 50 до 3000 рублей за штуку. Модели мелкосерийного производства стоят еще дороже. За последние годы качественный уровень производства значительно вырос благодаря прогрессивным технологиям, новым материалам и компьютерной разработке технической документации, резко повысилась степень проработки отдельных мелких деталей. Большое разнообразие машинок позволяет собирать их по темам: пожарная, военная, строительная техника. Можно коллекционировать по фирмам. Например, только автомобили ГАЗ. Но чаще всего коллекционеры собирают модели по масштабам. Их диапазон очень широк. Модельки самого маленького масштаба (1:160) размером с карамельку «Барбарис», а самого большого (1:8) - с огромного кота.
        Наиболее распространенный масштаб 1:43. Модели такого размера изготавливают чаще всего методом литья под давлением в металлические пресс-формы. Материалом служит цинковый сплав или полистирол. Иногда модели отливают в мягких силиконовых формах из полиэфирной смолы или изготавливают из так называемого белого металла (сплав на основе олова). Их производят в небольших количествах, и стоят они в 5-10 раз дороже цинковых. Я стараюсь приобретать не готовые модели, а сборные в масштабе 1:24 и 1:25. Такой набор включает 100-200 деталей из полистирола и инструкцию по сборке и окраске. Чтобы качественно и грамотно собрать модель, нужно иметь не только определенные навыки сборки и окраски уменьшенных копий машин, но и знать технологию сборки настоящего автомобиля, его конструкцию.
        Я считаю, что серьезная коллекция должна состоять из моделей, максимально приближенных к реальным автомобилям по форме кузова, цвету, наличию мелких деталей. Недостаточно просто купить и поставить модель на полку. Ее нужно дополнительно доработать, поскольку в силу многих причин фабричное массовое изготовление несовершенно. Для того чтобы успешно проделать работу по доводке модели, надо постоянно расширять свой кругозор и перерывать массу технической литературы. Вот, например, модель французского гоночного автомобиля Bugatti Тур 59 производства итальянской фирмы Bburago SрА. Она сделана очень просто, из минимального количества деталей, относительно дешева и рассчитана на непритязательного или начинающего коллекционера. У настоящего же Bugatti Тур 59 шасси очень интересное по конструкции и состоит из нескольких сотен деталей. Автомобили Bugatti доминировали на гоночных трассах во второй половине 20-х годов XX века, а к середине 30-х конструктивная концепция маэстро Этторе Бугатти стала устаревать. В то время на гоночных автомобилях ведущих фирм уже стояли гидравлические тормоза, а на Bugatti Тур 59 - механические. Когда маэстро спросили, почему он не перейдет на более современную конструкцию тормозов, тот, не задумываясь ответил, что создает автомобили для того, чтобы они быстро ездили, а не для того, чтобы быстро останавливались. В этой фразе был весь Бугатти. Все созданные им автомобили - и гоночные, и легковые - необычайно красивы. Иногда в угоду красоте он жертвовал целесообразностью. Бугатти очень ценил изящество лошадей, и все его автомобили имели небольшой красивый радиатор в виде лошадиной подковы. Маленький радиатор уменьшал аэродинамическое сопротивление, которое сказывалось при движении на больших скоростях, но часто перегревался, особенно на гоночных автомобилях. Стоило машине остановиться, и радиатор тут же закипал. Двигатель любого автомобиля Bugatti был не только конструктивно совершенен, но и выглядел, как произведение искусства. Хотя его под капотом не было видно, тем не менее поверхность блока цилиндров двигателя и головки обрабатывалась со всех сторон, а затем уже только для красоты отделывалась торцевой фрезой под «мороз». Многие детали подвески на автомобилях Bugatti были отполированы и имели блестящее гальваническое покрытие, в частности изящно выгнутая круглая балка переднего моста, которая сама по себе являлась конструктивным и эстетическим совершенством. Ну как тут не доработать такую модель и не изготовить для нее хотя бы основные детали шасси и интерьера? В результате для этой модели я изготовил из алюминия около 150 деталей. Некоторые модели я делал целиком, как, например, гоночный AlfaRomeo 159, но такое случалось крайне редко.
        В работе я обычно использую бросовые материалы: полистирол от пищевых упаковок, жесть от консервных банок, детали сломанных часов и т.п. Порой встречаются модели, у которых форма кузова выполнена неточно, с искажениями по отношению к настоящему автомобилю. Поверхность таких кузовов приходится переделывать. Что-то убрать, что-то наоборот доклеить. Если мне требуются тонкие пластмассовые профили для отделки кузова или нити для изготовления спиц, я использую круглые стержни (литники) от литейных решеток, на которых находились детали. В принципе, нет предела совершенствованию модели.
        Чем грубее и мощнее детали, тем дольше живет модель. Со временем пластмасса становится хрупкой, мелкие детали ломаются, пластмассовое остекление мутнеет. Лакокрасочное покрытие от времени усыхает до такой степени, что под ним на металлических моделях видны дефекты цинкового литья. Резиновые шины сохнут и растрескиваются, полихлорвиниловые шины могут потечь в буквальном смысле слова. И даже цинковый сплав тоже устает, становится хрупким и иногда покрывается сеткой трещин.
        Иногда я вижу в магазинах сданные на комиссию собранные модели. Цены совсем невысоки по сравнению с затратами сил и времени, положенными на сборку. Но, к сожалению, оценить и понять, какой был проделан труд, смогут только сами сборщики моделей. Такое трудоемкое хобби может иметь лишь человек, который получает от подобной работы истинное удовольствие.

Где посмотреть на автомобили:

МУЗЕЙ АВТОМОБИЛЕЙ И ЭКИПАЖЕЙ. Кроме автомобилей и старинной бытовой техники развернута экспозиция моделей и транспортной игрушки.
Ст. м. «Люблино», ул. Заречье, д. 3а. Тел.: 372-27-18
Время работы: с пн по пт с 10:00 до 16:00, сб, вс - с 11:00 до 16:00.
Вход бесплатный. В будни экскурсии по заявкам (не менее 10 чел.).

Журнал "Досуг и развлечения" № 5(48), 27 января - 6 февраля 2005 г.

модели автомобиля Volkswagen Käfer в разных масштабах

модели автомобилей разных фирм и масштабов

Bugatti Type 59

Alfa Romeo 159
Copyright© Сергей Рохлин


Hosted by uCoz