На Главную
Журнал "Автомобили"
Журнал "Автомир"
Журнал "Автошоп"
Журнал "Автомобили и цены"
Журнал "Досуг и развлечения"
Сборник "Полезные страницы. За рулем"

АВТОМИНИАТЮРЫ
Часть 1

        Круг предметов для коллекционирования огромен и разнообразен. Собирают подчас самые неожиданные предметы; начиная от трамвайных билетов, игрушек, утюгов и зажигалок до дорогих произведений искусства, самолетов, автомобилей и других видов техники.
        Знаете ли вы, что наряду с настоящим миром окружающей нас техники существует мир моделей – миниатюрных копий настоящих машин? От обыкновенных детских игрушек они отличаются тем, что форма их, выполненная в определенном масштабе, точно копирует настоящий образец, оригинал. Некоторые из них помещаются на мизинце, а некоторые невозможно обхватить двумя руками. Четкой границы между техническими игрушками и моделями нет. Основным критерием для разделения этих понятий является указание масштаба, в котором выполнена модель.
        Сейчас в мире существуют десятки фирм, выпускающих модели автомобилей и сотни заводов, делающих автомобили-игрушки. Сами фирмы расположены в Европе и Америке, но производство их сосредоточено в основном в Китае. Люди коллекционируют и игрушки, и модели. Коллекционеры этих направлений часто преследуют разные цели. Старые игрушки многое могут рассказать о своем времени, которое отражается в них, как в зеркале. У взрослых иногда появляется ностальгия по старой игрушке своего детства, бесследно исчезнувшей с прилавков магазинов, но достать такую игрушку чрезвычайно трудно - ее уже давно не производят. Модели собирать легче, чем игрушки, как старые, так и те, что выпущены сейчас, причем качество изготовления их год от года улучшается. Если игрушка дает только приблизительное представление о настоящей вещи, которую она изображает, то модель копирует, и довольно точно. У тех, кто коллекционирует модели, интерес проявляется не столько к уменьшенной копии, например, самолета, сколько к самой авиации. Но ведь далеко не каждому под силу собирать самолеты. В результате собирают их копии. Поэтому коллекционеров моделей гораздо больше, чем коллекционеров игрушек.
        Модельное направление самое распространенное и представляет собой большую сферу увлечений многих людей, которые интересуются техникой. История возникновения игрушек уходит корнями в очень далекие от нас времена. Археологи находят игрушки даже на стоянках первобытного человека. История моделей начинается гораздо позже, с появлением первых предметов техники: повозок и плавучих транспортных средств. Дошедшие до наших дней древние модели являлись, в основном, произведениями искусства. Некоторые из них имели религиозное, культовое значение. Позднее они делались и с целью предварительной проверки конструкции того или иного проекта еще не построенного изделия. Игрушки и модели изготавливались из дерева, вырезались из кости, лепились из глины или отливались из металла, иногда из драгоценного. Например, золотая колесница из Амударьинского клада, которая датируется V-IV веком до нашей эры. При раскопках Ура в Месопотамии в 1929 году нашли модель судна длиной 65 см, изготовленную из серебра в четвертом тысячелетии до нашей эры. Эти изделия сделаны с высоким для своего времени мастерством и по праву относятся к произведениям искусства. Такие вещи изготавливались вручную единицами.
        С развитием ремесел совершенствовались и игрушки. В ХIХ веке были основаны фирмы, которые стали выпускать транспортные игрушки сериями и ставшие в скором времени знаменитыми производителями игрушек, а некоторые из них впоследствии и производителями моделей, например, Märklin (1859 год). Большое распространение получили жестяные игрушки, которые по праву считаются детищем индустриальной революции. Изготавливались они методом штамповки из окрашенной типографским способом луженой жести. Самые простые игрушки состояли из двух половинок с несколькими усиками на кромках и крепежных шайбочек с прорезями. Шайбочка надевалась на два усика правой и левой половины игрушки одновременно, а затем усики разгибались в разные стороны. Характерным представителем такого способа изготовления игрушек является фирма Ernest Lehmann Co, основанная в 1881 году и Gebruder Bing, возникшая еще раньше, в 1866 году. Последняя славилась производством игрушек с пружинным заводным механизмом.
        Те фирмы, которые имели в своем распоряжении литейное оборудование, выпускали литые чугунные игрушки. Они имели большой вес, зато были очень прочными и долговечными, просто неубиваемыми. В свое время славились литые игрушки американской фирмы Arcade из штата Иллинойс, основанной в 1868 году. Первоначально фирма называлась Novelty Iron Works. Она начала свою деятельность с производства кофемолок, имея в штате 10 человек персонала. В 1921 году была выпущена первая транспортная игрушка - «Желтое такси» (Yellow Cab). Игрушка очень хорошо продавалась, но она была чисто городского типа, а для фермерской Америки нужны были другие игрушки, и в скором времени такие появились: трактор Fordson, трейлеры и плуги под девизом: «Маленькие плуги для маленького пахаря». Постепенно игрушки стали одним из основных видов производимых компанией изделий. К 1939 году в производственной программе фирмы Arcade стояло 300 наименований различных игрушек. С началом II-й мировой войны производство игрушек было прекращено, а в 1946 году компания Arcade была продана и перестала существовать.
        Пришло новое время, время производства игрушек из цинкового сплава. Такие игрушки были гораздо легче чугунных, в основном из-за того, что цинковый сплав льется лучше чугуна и изделия из него можно делать тонкостенными. Тем самым достигается значительная экономия материала, снижается вес, улучшается качество изделий за счет более тонкого и чистого литья. Появилась возможность производить игрушки, которые довольно точно копируют настоящий образец, например конкретный автомобиль определенной марки. При этом указывался масштаб, в котором была сделана игрушка. Так появились игрушки, которые уже можно назвать моделями. Конечно, некоторые лучшие ранние образцы игрушек, даже периода 10-х – 20-х годов прошлого века, можно классифицировать как модели, но очень условно.
        Первоначально модели автомобилей служили приложением к игрушечным железным дорогам, которые обставлялись вокзалами, депо, мостами и другими предметами, находящимися вокруг железной дороги. Железнодорожный моделизм появился раньше автомобильного, поскольку паровозы и железные дороги были изобретены раньше автомобиля. Но со временем коллекционирование автомобилей превратилось в самостоятельное направление. В 1934 году уже хорошо известная ливерпульская фирма Meccano Ltd. для оснащения своих железных дорог выпустила серию литых автомобилей в масштабе 1/43 под торговой маркой Meccano Dinky Toys. Первые модели, как этой фирмы, так и других производителей на сегодняшний взгляд были довольно примитивными, хотя и узнаваемыми. То есть, глядя на модель, можно было без труда определить, копию какого автомобиля она представляет. Модель состояла, как правило, из двух основных деталей: кузова и донышка с колесами и осями. Стекол и интерьера не было.
        В постоянной конкурентной борьбе модели все время совершенствовались. Для их производства применялись самые передовые технологии. Во второй половине 50-х годов прошлого века появляются модели с остеклением и интерьером. Если на первых моделях дверные и капотные проемы условно изображались выступающими буртиками, то со временем научились делать такие литейные формы, что на моделях проемы стали как на настоящих автомобилях. Бамперы, облицовки радиаторов, а затем и более мелкие детали стали отдельными. Те детали, которые на настоящем автомобиле были хромированными, покрывались по специальной технологии под хром. Следующим этапом усовершенствования моделей было увлечение открывающимися дверями и капотами, складывающимися сидениями и т.п. Особенно преуспела в этом деле известная английская фирма Corgi Toys. Со временем фирмы, выпускающие коллекционные модели от этого отказались, так как, несмотря на современные технологии, внешний вид модели с многочисленными щелями проигрывает. Коллекционеру в отличие от ребенка, который играет с моделью как с игрушкой, важно, чтобы модель точно копировала настоящий образец и хорошо смотрелась. На лучших современных моделях все мелкие наружные детали кузова сделаны накладными. Некоторые выполнены методом прожига. Например, решетки радиатора, щетки стеклоочистителей, эмблемы и т.п.
        Модели автомобилей продаются не только в собранном виде, но и в виде набора деталей разной сложности исполнения. Более подробно поговорим о моделях в одном из следующих номеров нашего журнала.

Журнал "Автомобили и цены" № 20 (104), 23 – 29 мая 2005 г.

коллекция моделей автомобилей

модели автомобиля Volkswagen Käfer в разных масштабах

Märklin

Lehmann

Dinky

Corgi
Copyright© Сергей Рохлин


Hosted by uCoz