На Главную
Журнал "Автомобили"
Журнал "Автомир"
Журнал "Автошоп"
Журнал "Автомобили и цены"
Журнал "Досуг и развлечения"
Сборник "Полезные страницы. За рулем"
карикатура эмблемы автомобиля

ЭМБЛЕМЫ ЛЕГКОВЫХ АВТОМОБИЛЕЙ

        С каждым годом на дорогах всего мира количество автомобилей все увеличивается. Не является исключением и наша страна. За последние годы в России стали появляться новые автомобильные предприятия. Все увеличивается поток машин из-за границы. Сюда стекаются автомобили со всех стран мира и новые, и подержанные. Часто встречаются машины, выпущенные уже не существующими сегодня фирмами. Иногда попадаются довольно редкие, а то и экзотические экземпляры разных лет выпуска. Несведущему человеку трудно разобраться в этом обилии фирм и марок. Тем более, что автомобильные компании и фирмы находятся в постоянном движении: какие-то создаются, какие-то укрупняются или наоборот дробятся, а некоторые разоряются и исчезают.
        По структуре большинство фирм являются акционерными обществами открытого или закрытого типа или частными компаниями. Первые фирмы, начавшие выпускать легковые автомобили, появились в конце ХIХ века. Большинство из них называлось по имени основателя фирмы. Некоторые имена из тех далеких времен еще можно встретить на кузовах автомобилей, выпущенных в наши дни, это Benz, Daimler, Opel, Peugeot, Renault, но сами фирмы уже претерпели структурные изменения, и в первозданном виде до наших дней не дошло ни одной. Нередко фирма называлась по имени города или местности, где была расположена (Bristol, Tatra). Часто встречаются марки, носящие имена животных и птиц (Jaguar, Adler). Иногда название фирмы является аббревиатурой первых букв полного названия предприятия (BMW – Bayerische Motoren Werke. Баварский моторный завод). Бывают даже марки, отражающие элементы мифологии разных стран и народов.
        Лицо любой фирмы или предприятия – это его эмблема. Она размещается на изделии, на рекламе этого изделия, документах фирмы и на административных корпусах предприятия. Эмблема должна иметь ярко выраженную индивидуальность, быть заметной и привлекательной, иметь возможность воспроизводится в различных материалах. Например, быть отлитой в металле или пластмассе, напечатанной на бумаге или отштампованной из меди, латуни, стали или алюминия.
        На заре автомобилизма об этом мало кто думал, и первые эмблемы представляли собой, в основном заводские таблички – шильдики с указанием производителя автомобиля, географическим местом расположения предприятия и порядковым номером изделия. Со временем таблички заняли свое место в подкапотном пространстве автомобиля, а снаружи появились эмблемы. Роль эмблемы возросла, когда количество фирм увеличилось настолько, что между ними возникла острая конкуренция. Каждая фирма старалась привлечь к себе внимание покупателя, в том числе и с помощью эмблемы. Как правило, эмблемы располагались на самом видном месте – на облицовке радиатора. Нередко, особенно на дорогих машинах, эмблему дополняла литая объемная фигурка на пробке радиатора, так называемый орнамент. Что касается формы, то чаще всего встречались эмблемы простых конфигураций. Это круг, овал, эллипс, квадрат, прямоугольник и т. п. Много было эмблем и более сложных форм, из которых наиболее распространенной была эмблема в виде крыльев.
        Наиболее успешные компании имели в производстве одновременно несколько моделей, каждую из которых нужно было как-то обозначать. Поэтому наряду с эмблемами возникли еще обозначения для конкретных моделей буквенные, цифровые или состоящие из отдельных слов. В большинстве случаев слово состояло из пяти или шести букв. Это оптимальное количество знаков для наиболее легкого прочтения и запоминания.
        Начало 30-х годов ХХ века характеризуется расцветом автомобильного дизайна, который сыграл решающую роль в создании и усовершенствовании автомобильных эмблем. Дизайнеры, работающие на поприще создания эмблем, логотипов и товарных знаков стали придерживаться определенных норм и канонов. Например, старались подбирать такие слова, которые могли бы читаться однозначно, хотя бы на наиболее часто используемых европейских языках и следить за тем, чтобы слово не могло означать что-нибудь неприличное при прочтении его на одном из этих языков.
        В результате такого продуманного подхода названия и эмблемы стали эстетически более совершенными, лаконичными. С эмблем были убраны все второстепенные детали, а шрифты названий стали стремительными и четкими, так как при движении автомобиля сложные и перегруженные декором эмблемы и витиеватые надписи все равно невозможно было рассмотреть. Увеличилось число эмблем, устанавливаемых на один автомобиль. В некоторых случаях до десяти и даже более. Например: эмблема на облицовке радиатора, орнамент, сбоку эмблемы на колесных колпаках, на подножках, сзади эмблема и название машины на багажнике, эмблемы на бамперах, на кнопке сигнала и на резиновых ковриках в салоне автомобиля.
        В наши дни количество эмблем на один автомобиль изрядно уменьшилось, поскольку кузова автомобилей стали более цельными. Исчезли отдельные элементы кузова - крылья, бампера, подножки, наружные запасные колеса - то есть все места, где можно было поместить эмблему. Сейчас наиболее популярные места расположения эмблем - это облицовка радиатора, колесные колпаки, рулевое колесо и крышка багажника. Мало того, что сейчас у каждой фирмы существует очень много моделей автомобилей, так еще каждая модель имеет уйму комплектаций. И все это как-то нужно обозначать. Наиболее полно эта информация отражена на заводской табличке, а на наружной поверхности кузова для этого используется задняя панель и крышка багажника. Сюда ставится эмблема, название модели, иногда литраж двигателя, выраженный цифрами, а иногда и число клапанов.
        На таблицах с помощью эмблем представлены упрощенные структуры развития наиболее известных фирм, чьи автомобили бегают по дорогам нашей страны. Большинство автомобильных фирм являются акционерными обществами открытого или закрытого типа или частными компаниями, долевое участие которых в капиталах друг друга постоянно меняется. Фирмы укрупняются или дробятся, а некоторые разоряются и исчезают. Их реальные взаимоотношения очень сложны. Поэтому здесь представлены упрощенные структурные схемы самых значительных компаний, корпораций и концернов по состоянию на 01.01.2004 г.
        Эмблемы тех наиболее известных фирм, автомобили которых чаще других встречаются в России, выстроены в алфавитном порядке.

Журнал "Полезные страницы. За рулем", выпуск 15, 2004 г.

эмблемы автомобилей

эмблемы автомобилей

эмблемы автомобилей

эмблемы автомобилей

эмблемы автомобилей

структуры автомобильных фирмы

структуры автомобильных фирмы

структуры автомобильных фирмы

структуры автомобильных фирмы
Copyright© Сергей Рохлин


Hosted by uCoz