На Главную
Журнал "Автомобили"
Журнал "Автомир"
Журнал "Автошоп"
Журнал "Автомобили и цены"
Журнал "Досуг и развлечения"
Сборник "Полезные страницы. За рулем"

ИСТОРИЯ ADAM OPEL A.G.
Часть 1

        Первым автомобилем, с которым я познакомился в самом раннем детстве, был Opel. Он и сейчас у меня есть. Под капотом на заводской табличке написано: Adam Opel A.G. Rüsselsheim am Main. Это означает, что автомобиль сделан акционерным обществом Адам Опель в городе Рюссельсхайме на Майне. Небольшой немецкий городок Рюссельсхайм расположен в земле Гессен в живописной холмистой местности недалеко от того места, где сливаются реки Майн и Рейн.
        В 1835 году там открыл мастерскую кузнец и слесарь Вильгельм Опель. Весной 1837 года его супруга Анна Катарина, урожденная Диль, родила ему первенца, которого назвали Адамом. Мальчик оказался смышленым, с подросткового возраста освоил слесарное дело и кузнечное ремесло, и когда вырос, то ушел на заработки. Впервые увидев железную дорогу, построенную между Франкфуртом и Хехстом, он решил посвятить себя технике. Работал в Бельгии и во Франции. Будучи на выставке в Париже он обратил внимание на швейную машинку, которая его очень заинтересовала. Через пять лет, он вернулся домой, заразившись идеей создания швейной машинки собственной конструкции.
        Воплотив в металле свою идею, А. Опель наладил выпуск швейных машин, основав в 1862 году свою фирму. Он оказался не только хорошим изобретателем, но и талантливым организатором производства, благодаря чему дело быстро продвигалось. Через семь лет производство швейных машин стало серийным. К этому времени А. Опель уже был женат на Софии Шеллер. Пошли дети. Всего у четы Опелей было пять сыновей. Старший Карл родился в 1869 году, Вильгельм – в 1871-м, Хайнрих – в 1873–м, Фридрих – в 1875-м и Людвиг - в 1880-м. Они страстно увлекались велосипедами и мечтали, чтобы на отцовском предприятии производились и велосипеды.
        Их мечта сбылась. В 1887 году в производственную программу предприятия был введен выпуск велосипедов. Сыновья Опеля вскоре стали известными велоспортсменами, завоевывающими призы не только на германских, но и на международных велогонках. Это способствовало упрочению престижа фирмы и увеличивало сбыт продукции. В скором времени предприятие Opel по производству велосипедов вышло на первое место в мире. Дело дошло даже до перепроизводства велосипедов, что привело к некоторому падению их сбыта. В 1895 году А. Опель неожиданно скончался от тифа. Управление фирмой перешло по наследству к его вдове и сыновьям.
        В конце ХIХ века во всех развитых странах уже производились автомобили, и братья Опель видя в этом деле большую перспективу, решили заняться еще и автомобилями. Сыновья А. Опеля были такими же энергичными и хваткими, как и их отец, и убедили мать поддержать их новое начинание. Должного опыта конструирования автомобилей у них не было, поэтому для начала они решили наладить выпуск какой-нибудь готовой машины. Выбор пал на конструкцию мало кому известного предпринимателя Фридриха Лутцмана, имевшего свою мастерскую в городе Дессау. По соглашению, заключенному между братьями Опель и Лутцманом, его мастерская вместе с персоналом переезжала в Рюссельсхайм под контроль братьев Опель, а сам он при этом становился техническим директором.
        Производство автомобилей на фирме Opel началось весной 1899 года. Первый автомобиль имел горизонтально расположенный сзади под сиденьем одноцилиндровый мотор объемом 1545 см³ жидкостного охлаждения мощностью 3,5 л.с. Расход топлива составлял около 10 литров бензина на 100 км. Максимальная скорость не превышала 20 км/час. Конструкция была недоработанной и бесперспективной, так как разрабатывалась с оглядкой на один из первых автомобилей Benz, к тому времени уже безнадежно устаревший. Различные усовершенствования, вводимые на ходу, в процессе производства, особого эффекта не давали.
        В 1900 году автомобиль выставили на выставке в Нюрнберге, и несмотря на его привлекательный внешний вид, он смотрелся старомодно и примитивно по сравнению с другими экспонатами. Прибыли машина не приносила, поэтому после выпуска 65 экземпляров производство ее было прекращено. В том же году трое из братьев посетили парижский автосалон, где заключили соглашение с французской фирмой Darracq об исключительном праве по продаже автомобилей этой фирмы, поставке в Рюссельсхайм шасси автомобилей Darracq с последующей установкой на них кузовов Opel и в дальнейшем лицензионного производства французских автомобилей. Тем временем на заводе Opel не ослабевала работа по выпуску швейных машин и велосипедов. Мало того, в 1902 году было освоено еще и производство мотоциклов.
        Подготовка к производству модернизированного автомобиля Darracq была завершена к лету 1902 года. Машина вышла под названием Opel Motorwagen. Она имела открытый кузов типа «тонно», то есть посадка на задние сидения осуществлялась через дверцу в задней стенке кузова. Одноцилиндровый двигатель мощностью 9 л.с. располагался спереди, привод на задние колеса осуществлялся через трехступенчатую коробку передач и карданный вал. Максимальная скорость составляла 45 км/час. До 1904 года в производство было запущено несколько разных моделей с двигателями 12, 14 и 18 л.с., которые довольно успешно продавались, а в 1904 году был построен первый грузовик. К концу года было выпущено 252 автомобиля.
        В 1906 году истек контракт с А. Дарраком, но уже к этому времени на фирме Opel были подготовлены самостоятельные разработки новых моделей. Спортивный дух братьев Опель подвиг их на участие в автогонках. Первый, хотя и скромный, успех пришел в 1905 году. В гонках на приз художника Херкомера Фриц Опель пришел четвертым. В 1907 году на соревнования Тарга-Флорио в Италии был выставлен автомобиль Opel с экипажем Ф. Опель и К. Йорнс. Гонка закончилась неудачно из-за столкновения с горным козлом. Зато в гонках на приз кайзера Вильгельма гонщики Йорнс и Михель на машинах Opel с четырехцилиндровыми двигателями заняли 3-е и 4-е места. Основы конструкции этих машин перекочевали на серийные модели 1908 года, оснащавшиеся открытыми и закрытыми элегантными кузовами.
        В то время самым маленьким и, пожалуй, самым удачным из всей производственной программы того времени был автомобиль Opel 4/8 л.с. Открытый двухместный автомобиль был простым по конструкции, добротно сделанным и очень надежным. Между прочим, эти качества присущи почти всем автомобилям марки Opel. Эта модель автомобиля получила название Doktorwagen, так как для сельских врачей она была просто незаменима благодаря своим замечательным эксплуатационным качествам. Мощность двигателя составляла 8 л.с., а масса 525 кг. Мощность самого большого серийного автомобиля марки Opel того времени составляла 65 л.с. при колесной базе 3600 мм. Не забывались также спортивные и гоночные автомобили. В 1908 году на Гран-при Франции было выставлено три автомобиля, один из которых пришел шестым. В 1910 году для участия в гонках на приз принца Генри была выставлена специально подготовленная спортивная модель со 100-сильным двигателем, которая пришла четвертой, оставив за собой около двух сотен соперников. В 1911 году на заводе Opel случился большой пожар. Больше всего пострадало производство швейных машин, которое пришлось закрыть. Но производство автомобилей продолжалось и даже продолжалось участие автомобилей Opel в гонках.
        В 1913 году гоночный Opel снова участвовал в завоевании Гран-при Франции, но из-за неисправности в двигателе сошел с дистанции. В следующем 1914 году на эти же престижные соревнования было выставлено три 90 сильных гоночных автомобиля. До финиша дошел один под управлением Йорнса и занял 10-е место, несмотря на вынужденную остановку из-за пробитого камнем радиатора. Спустя короткое время на треке Брукленд тот же Йорнс завоевал третье место, показав скорость 159 км/час. Перед самой войной был создан еще один гоночный монстр, с 260 сильным четырехцилиндровым 16-и клапанным двигателем и рабочим объемом 12 литров, достигший скорости 228 км/час. Автомобиль участвовал в гонках и после окончания войны. В 1923 году это темно-зеленое чудище смогло показать скорость 206 км/час. Во время первой мировой войны предприятие Opel являлось крупнейшим поставщиком продукции для германской армии, поскольку благодаря предприимчивости братьев Опель в предвоенные годы было освоено производство не только легковых автомобилей, но и другой автомобильной техники. К этому времени Opel выпускал ежемесячно в среднем 1000 мотоциклов, 100 легковых автомобилей с разными кузовами, в том числе и санитарные автомобили, 100 грузовиков и 100 авиационных двигателей. Еще за восемь лет до начала войны на фирме Opel был создан один из первых германских бронеавтомобилей, который демонстрировался на Берлинской автомобильной выставке, правда, тогда покупателей на него не нашлось.
        Как известно, Германия войну проиграла, в стране наступили тяжелые времена, в том числе и для братьев Опель. К этому времени их мать София уже умерла, а младший брат Людвиг погиб на фронте в 1916 году. Многое нужно было начинать заново. Но об этом в одном из следующих номеров нашего журнала.

Фото Adam Opel A.G.

Журнал "Автомобили и цены" № 9 (144), 6 – 12 марта 2006 г.

Opel-Lutzmann

Opel-Doktorwagen
Copyright© Сергей Рохлин


Hosted by uCoz