|
ПРОЕКТИРОВАНИЕ АВТОМОБИЛЯ. НАЧАЛЬНАЯ СТАДИЯ
        На всем протяжении многовековой истории человечества прослеживается стремление ее создателей придать привлекательный вид любому техническому изделию. Не были исключением и транспортные средства: кареты, брички и др. Все они несли на себе тот или иной декор.
        К началу ХIХ века, когда наступил бурный период развития техники, поначалу простое украшательство постепенно стало все больше нести на себе отпечаток функциональности, т.к. к тому времени многие технические изделия производились уже не в единичных экземплярах, а небольшими сериями, и поэтому стало целесообразно красоту совмещать с пользой. Стали возникать кузовные предприятия, например, такие как Glaser в Саксонии (1864г.) или итальянская кузовная фирма Carrozzeria Mainetti, преобразовавшаяся впоследствии в знаменитую Саstagna. В это время уже существовали паровые повозки, а в 1886 году появляется первый автомобиль с бензиновым двигателем внутреннего сгорания. Вскоре автомобили стали расти, как грибы после дождя. Внешний вид у них был такой же, как и у любого другого транспортного средства на конной тяге. Быстро совершенствуясь, автомобиль, превратился в сложное дорогостоящее техническое изделие. И для обеспечения устойчивого сбыта оно должно было быть привлекательным для покупателя, даже, я бы сказал, «зажигать» его. Поэтому стали уделять особое внимание форме автомобиля. В ней отражаются многочисленные факторы формообразования. Это и используемые материалы, и конструкция кузова, и технология производства, аэродинамика, комфорт, безопасность, даже цена ну и, конечно же, мода. Первоначально на первый план выходила конструкция кузова. По мере увеличения масштабов производства вперед вырвалась технология. Нужно было решить задачу быстрого и дешевого изготовления машин. Один из ярчайших примеров – техническая политика Г.Форда в начале ХХ века. В тот период о красоте автомобильного кузова тоже не забывали, но красота тогда все же была в тени. Но, тем не менее, к этому времени в Америке уже существовала «Нью-Йоркская техническая школа для дизайнеров и конструкторов автомобильных кузовов» под руководством Джонсона Эндрю Ф.
        После окончания первой мировой войны многие предприятия военно-промышленного комплекса вынуждены были переключиться на выпуск мирной продукции. Большинство из них бросилось в автомобилестроение. На автомобильном рынке возникла страшная конкуренция. Вот тут-то и стало выдвигаться на первое место художественное конструирование автомобилей, называемое иногда просто стайлинг или дизайн. И если раньше красоту автомобиля определял владелец фирмы или на худой конец конструктор в борьбе с технологом, то теперь появился, если уж не главный, но определенно самый авторитетный специалист в этом деле – художник-конструктор, он же дизайнер и он же стилист. На автомобильных предприятиях были созданы специальные подразделения, занимающиеся созданием художественного образа автомобиля. Пионером по созданию таких подразделений была американская корпорация General Motors (GM). В 1927 году там был организован отдел «Искусств и расцветок» под руководством Харли Эрла. Выросли значение и авторитет европейских фирм, специализирующихся на изготовлении заказных кузовов. Например, таких, как Chapron во Франции или Graber в Швейцарии.
        Художник-конструктор, работающий в сфере создания автомобилей, это очень сложная профессия. Он должен обладать и талантом художника, и даром предвидения. Если он задумает такой современный автомобиль, аналоги которого уже бегают по дорогам, то к тому времени, когда с конвейера сойдет его детище, оно безнадежно устареет. Но забегать далеко вперед тоже опасно. Покупатель морально не готов к восприятию новаторских решений в дизайне. Его нужно готовить к этому постепенно. Когда известный американский стилист Г. Бюриг в середине 30-х годов ХХ века создал новаторскую по тем временам форму автомобиля Cord 810, то публика встретила этот автомобиль весьма прохладно. Некоторые даже язвили, что у этой машины вместо облицовки радиатора какой-то холодильник. А в 1951 году Нью-Йоркский музей современного искусства включил Cord 810 в число десяти красивейших автомобилей мира. Вот так. Задача дизайнера очень трудна. Поэтому человек данной профессии должен иметь еще богатое воображение для того, чтобы четко представить свой замысел. Он создает из сложного технического устройства произведение искусства, которое воплощается в реальность в виде скульптуры, имеющей возможность перемещаться в пространстве. Дизайнер должен иметь также задатки конструктора, для того чтобы он мог участвовать в разработке конструкции автомобиля или хотя бы разбираться в ней. Если бы великий Леонардо да Винчи жил в наше время, он наверняка был бы выдающимся дизайнером. Он как никто другой сочетал в себе все перечисленные выше требования этой профессии. Итак, художник-конструктор должен овладеть профессией художника, скульптора, конструктора, технолога. И еще дополнительно освоить несколько профессий: слесаря, сварщика, столяра или плотника, портного и маляра. И только после этого он может создать образ нового автомобиля.
        Поиск формы новой машины начинается с технического задания, включающего в себя основные параметры автомобиля, а так же компоновочного чертежа со схематически изображенными основными узлами и агрегатами автомобиля. Базируясь на этих документах, дизайнеры выполняют эскизы задуманного автомобиля. Они делаются на бумаге, иногда на цветной, карандашами, фломастерами, пастелью, красками. Краски наносятся как кистями, так и аэрографом (маленьким пульверизатором). Существует множество методов и приемов создания элегантных линий и красивых форм автомобильного кузова. Но, к сожалению, эскизы не дают полного представления о форме автомобиля. Для этого требуется объемное изображение. Это утверждение можете проверить на себе. Откройте любой автомобильный журнал, где есть фото каких-нибудь новых автомобилей, которых вы еще не видели, и когда через месяц другой вы увидите их на улице – сравните свои впечатления. Разница будет налицо.
        Поэтому необходим макет автомобиля, причем желательно в нескольких вариантах, для того, чтобы отобрать из них самый лучший. Делаются варианты в масштабе 1:5, наиболее удобном для изготовления. Используемый материал: пластилин, гипс, дерево, к ним добавляются пластмасса, дюралюминий, синтетические смолы и стеклоткань. Самый удобный материал – пластилин, так как он позволяет очень быстро менять форму поверхности макета. Скульптурный пластилин бывает нескольких видов, отличающихся друг от друга по составу, а главное по плотности. Самый мягкий немного тверже детского пластилина, хорошо лепится и быстро обрабатывается, позволяя тем самым оперативно вносить изменения в первоначальный замысел, а самый твердый при комнатной температуре почти не лепится: он обрабатывается режущими инструментами. Главным преимуществом твердого пластилина является то, что он позволяет четко изготавливать мелкие детали и хорошо «держит» форму.
        Макет выполняется на разметочной плите. На плиту наносится масштабная сетка, куда устанавливается чаще всего деревянный каркас макета таким образом, что «0» проходит через переднюю ось автомобиля. В специальной электропечи разогревается пластилин до консистенции сметаны и наносится на каркас с таким расчетом, чтобы заготовка получилась несколько больше контура, изображенного на компоновке. Компоновочный контур не догма, в процессе изготовления макета он может меняться в соответствии с замыслом дизайнера. Затем как в том анекдоте, когда на вопрос скульптору: «А как это у Вас из глыбы мрамора получается скульптура?», тот отвечает: «Я просто отсекаю все лишнее». Так и тут: все лишнее срезается специальным инструментом, и, в конце концов, остается то, что задумано. Макет делается «глухой», то есть все остекление выполняется тоже из пластилина. Поверхность получившейся формы кузова выглаживается до блеска простой металлической линейкой. При необходимости макет окрашивается. В начале 60-х годов ХХ века появилась эластичная синтетическая пленка различных цветов. Ей можно было обтягивать макет, не прибегая к окрашиванию поверхности. Макетов, обычно, делается несколько, иногда на одном макете для экономии времени делают два варианта. Один вариант на левой стороне до продольной осевой линии, а другой на правой. И если по осевой установить зеркало, то будет создаваться впечатление, что рассматриваемый вариант являет собой не половину макета, а целый макет.
        Основной инструмент представлен на рисунке. Чаще всего дизайнеры делают его себе сами под свою руку. Кроме этого при лепке применяются металлические линейки, лекала, угольники, рейсмусы, отвесы и многое другое. Затем с помощью этих же инструментов с макета снимаются шаблоны. В идеальном случае применяется специальная, двигающаяся вдоль макета рамка, оснащенная перемещающимися иглами с делениями. Она позволяет образмерить любую точку поверхности макета. По точкам вычерчиваются шаблоны. Чем больше образмерено точек, тем точнее получается шаблон. По шаблонам делается чертеж поверхности кузова. С развитием электронно-вычислительной техники, в 70-х годах ХХ века стали применять специальное устройство, позволяющее мгновенно определять любую точку поверхности макета. Например, французская система «Альфа 3 D». На подвижной стойке этой системы имеется щуп, который снимает, регистрирует и фиксирует на перфорированной ленте ее цифровое описание. Хранимая в ЭВМ информация может в любой момент быть использована программами обработки. Результаты этих вычислений, записываемые на перфорированные ленты, обеспечивают управление чертежными машинами или даже станками. Иными словами, сняв координаты с маленькой модели, можно с помощью специального фрезерного станка изготовить большую. Как мы знаем, технический прогресс не стоит на месте. В настоящее время, используя компьютерную графику, можно разработать как конструкцию нового автомобиля, так и его форму, не прибегая к изготовлению макетов. При чем на экране компьютера вы можете его ориентировать в виртуальном пространстве компьютера по своему усмотрению. И он будет поворачиваться, и двигаться в нужном вам направлении, сверкая бликами своей блестящей поверхности. Но все же лучше натурального макета ничего нет.
        Поэтому до сих пор часто прибегают к изготовлению полномасштабного макета - 1:1. Для этого раньше, основываясь на данных, полученных на макете в масштабе 1:5, на вертикальном плазе, представляющим собой большой щит вычерчивали изображение автомобиля в натуральную величину. С появлением цветной пленки с обратным липким слоем, черчение было заменено выклеиванием линий кузова узкими ленточками из пленки. Это было очень удобно, так как можно было быстро вносить изменения в изображение кузова. С чертежа снимаются шаблоны, по которым делается макет экстерьера в масштабе 1:1. Сейчас эту работу делают с помощью компьютера. Большой макет делается по той же технологии, что и маленький. В процессе работы что-то изменяется, что-то добавляется или, наоборот, отнимается, идут консультации и обмен мнениями с конструкторами, технологами, руководством. Но вот что интересно. Многие из них считают, что дизайнер мало, что понимает в их профессии, зато уж они в дизайне доки. Хорошо еще, если их аргументы по существу, например, какой-нибудь участок поверхности кузова очень сложен для получения штамповки. Но иногда за этим скрывается желание упростить свой кусок работы. Вот поэтому-то настоящий дизайнер и должен овладеть всеми профессиями, перечисленными в начале статьи. Если дизайнер грамотный и стойкий, то частенько консультации переходят в горячие словесные схватки. Бывало, что некоторые не выдерживали напряжения, и, в конце концов, переходили работать на другие фирмы. Но вот все приходят к консенсусу, и начинается следующий этап работы, непосредственно дизайнера не касающийся: изготовление плазового чертежа, представляющего собой изображение поверхности кузова в натуральную величину с точностью до ±0,25 мм.
        Далее снова подключаются дизайнеры. Они делают макет интерьера. Материалы и инструменты, в основном, те же. Причем на начальной стадии работы для ускорения процесса изготовления применяются по мере возможности детали от предыдущей модели автомобиля. Такие как рулевое колесо, ручки, кнопки, сиденья и т.п. Добавляются к ним по мере надобности некоторые материалы: ткань, резина и др. Работа начинается с изготовления каркаса кузова в натуральную величину с применением дерева, дюралюминия и других материалов. Затем внутри каркаса делается макет интерьера. После утверждения макета интерьера иногда делают полный макет автомобиля с интерьером, с прозрачными стеклами, а если есть необходимость, то и с открывающимися дверями. Внешне такой макет ничем не отличается от настоящего автомобиля. Но макет очень дорог, поэтому к такому виду макетирования прибегают крайне редко.
        Параллельно с дизайнерскими работами ведутся и другие работы по созданию автомобиля. Например, по аэродинамике или изготовлению мастер-модели из дерева, по которой проверяется правильность выполнения чертежной документации и многие другие. Во всем, что хотя бы косвенно касается дизайнера, он принимает активное участие. Вплоть до выхода изделия в серию. Иногда возникают вопросы, касающиеся дизайнера в процессе производства машины. Ну и, конечно, он осуществляет работы по рестайлингу. Иными словами он своей работой прослеживает весь путь конкретной модели машины от первого эскиза до автомобиля, покинувшего конвейер последним. В противном случае из его замысла, претендующего на шедевр, может, в конце концов, получиться нечто неприглядное, которое не то что бы купить – созерцать не захочется.
Фото Николая Титова.
Журнал "Автомобили и цены" № 8 (41), 1 – 7 марта 2004 г.
|
|