На Главную
Duerkopp M10 (1943)
Hudson Eight (1936)
Opel 1.2 liter (1934)

РЕСТАВРАЦИЯ

        Понятие полная реставрация автомобиля включает в себя восстановление машины до ее первоначального состояния. Если отреставрированная машина хоть в чем-то не будет соответствовать своему первоначальному состоянию, то такая работа будет являться не реставрацией, а ремонтом. Реставрация может быть также частичной. Это не означает, что работа на каком-то этапе остановлена или брошена. Тут дело совсем в другом. Бывает, что автомобиль или какой-то другой объект реставрации находится в таком ветхом состоянии, что уже нет смысла его полностью восстанавливать. И не только по финансовым соображениям. Например, если какая-нибудь деталь просто рассыпается в руках и не удается найти такую же в лучшем состоянии, то ее приходится изготавливать заново (вариант с заменой агрегата или узла от какой-нибудь другой машины здесь не проходит). И если таких деталей окажется, допустим, около 90%, то в результате такой реставрации получится практически новое изделие, или как еще говорят новодел. При этом представление о первоначальном облике автомобиля будет полное, но историческая ценность утрачивается.
        Поэтому, имея объект реставрации в очень плохом состоянии, на начальном периоде реставрации нужно четко поставить себе задачу: или восстановить первоначальный облик реставрируемой вещи, или сохранить ее как историческую ценность. Это один из самых ответственных моментов реставрационного процесса. Он требует от реставратора глубоких знаний, определенного чутья и опыта. А весь процесс реставрации еще и трудолюбия, уменья и таланта. Существует два способа ведения этого процесса. Первый – делать все самому. Второй – заказывать отдельные работы на стороне. Первый способ самый надежный, но для достижения цели нужно много знать, уметь и иметь хорошую реставрационную базу, для организации которой потребуются немалые материальные вложения. Второй способ также подразумевает немалые денежные затраты и в то же время не гарантирует качество произведенных работ. Чаще всего на практике эти два способа комбинируют.
        Реставрационный процесс начинается с мойки, разборки и анализа состояния объекта реставрации на предмет того, какие детали оригинальные, а какие от чего-то другого, что нужно восстанавливать, а что менять или изготавливать заново. При этом на деталях делаются пометки, снимаются определенные размеры и выполняются необходимые эскизы для того, чтобы в последующем правильно осуществить сборку. Как показывает опыт; на память полагаться нельзя, хотя при разборке всегда кажется, что, если понял, как устроено, то и соберешь безошибочно. Одновременно подбирается литература по объекту реставрации и идет поиск деталей, требующих замены, на что уходят месяцы, а то и годы. Если реставрация является частичной, то старое лакокрасочное покрытие не снимается, потому что оно «родное». Потом идет процесс сборки уже с деталями, которые удалось найти. На этом частичная реставрация заканчивается.
        Если необходим полный реставрационный процесс, то старое лакокрасочное покрытие снимается полностью, коррозия удаляется механическим путем с последующей обработкой преобразователями ржавчины. Следующим этапом будет восстановление деталей еще пригодных к употреблению и изготовление новых деталей взамен полностью негодных или недостающих. Труднее всего обстоит дело с недостающими деталями. Для их изготовления необходимы чертежи или готовые образцы, взятые, скажем, взаймы на время.
        При изготовлении недостающих деталей нужно стремиться, чтобы они были изготовлены по той же технологии, что и оригинальные. Многие старинные автомобили имеют деревянный каркас кузова, для изготовления которого на производстве использовались, в основном, твердые породы дерева: бук, ясень и др. Со временем дерево начинает гнить и растрескиваться. Чтобы восстановить такой кузов, нужно снять с него металлическую обшивку, прибитую к каркасу сотнями маленьких гвоздиков, которые искусно спрятаны в дверных проемах, под водосточными желобами, под обивкой салона и в других местах, невидимых глазу. Каркас разобрать на отдельные элементы. Изготовить новые деревянные детали взамен деталей, не подлежащих восстановлению. Собрать и пропитать его специальными составами против гниения. Произвести кузовные работы по технологии, применяемой в экспериментальном кузовном производстве, где кузова изготавливаются вручную путем выколотки, так как даже самый обычный автомобиль не имеет плоских кузовных панелей, какие встречаются иногда на джипах. Выполнить необходимые сварочные работы. Загрунтовать внутренние панели кузова и обшить ими каркас. Загрунтовать весь кузов и окрасить. Я перечислил только несколько основных пунктов восстановления кузова. На самом деле их во сто крат больше. Такой же подход должен быть и к другим узлам и агрегатам. Обивочные и окрасочные материалы также должны полностью соответствовать оригинальным по всем параметрам с соблюдением старой технологии при выполнении обивочных и окрасочных работ. При выполнении этих работ наиболее часто встречаются нарушения норм реставрационного процесса. Например, сплошь и рядом используют современные акриловые и алкидные эмали вместо пентафталевых и нитроцеллюлозных и т.п.
        Поэтому восстановлением старой техники занимаются только энтузиасты, влюбленные в это дело. Больших денег на этом не заработаешь, поскольку такую титаническую работу, выполненную этими людьми нельзя оценить никакими деньгами. Зачем же тогда этим заниматься? Что в этом интересного? Во-первых, человек, проделавший такую огромную работу, получает большое удовлетворение от результатов своего творчества, во-вторых, заниматься этим заставляет любовь к технике, а в-третьих, интересен сам процесс реставрации, пройдя который, человек совершенствуется, повышая свой технический уровень и обретая определенный опыт. В конце концов, он оставляет свой след в истории и способствует сохранению памяти о тех, кто когда-то трудился над созданием реставрируемого теперь изделия.


AutoClick.RU
Copyright© Сергей Рохлин


Hosted by uCoz