|
СТАРЫЙ ДРУГ ЛУЧШЕ НОВЫХ ДВУХ
        Старинные автомобили всегда считались предметом роскоши, поэтому интерес к истории техники больше характерен для экономически развитых и богатых стран. 28 января 2004 г. в Сокольниках был организован всероссийский смотр мастеров реставрации старинных машин в рамках 3-ей международной специализированной выставки авто запчастей, оборудования и автосервиса. Отрадно отметить, что в нашей стране интерес к старинной технике год от года растет, причем очень заметно.
        В нашей стране практический интерес к ретро автомобилям появился только где-то в начале 60-х годов ХХ века. Конечно, любители старой техники были у нас и раньше, но, например, автомобили в частные руки стали продавать только после окончания Великой Отечественной войны. Поэтому интерес до этого был скорее теоретическим, чем практическим. И когда парк трофейных автомобилей, используемый в основном только в практических целях, стал приходить в негодность, а процедура продажи подержанных машин упростилась, появилась возможность приобретать автомобили и мотоциклы и тем, кто увлекался техникой прошлого. Обычно в разряд старинных автомобиль переходит после того как отъездит лет двадцать. Такую машину уже не используют для повседневных поездок, а только для парадов и выставок, бережно хранят, ухаживают за ней, и если возникнет необходимость, то реставрируют. Именно реставрируют, а не ремонтируют. Это два совершенно разных понятия. Ремонт подразумевает восстановление автомобиля или мотоцикла до исправного состояния. При этом неважно, что у него могут оказаться не «родными» некоторые узлы и агрегаты. Они должны только соответствовать «родным» по техническим характеристикам и обеспечивать ту же безопасность.
        Реставрация – полное восстановление автомобиля или мотоцикла, то есть применение только оригинальных деталей, в крайнем случае, изготовление их из тех же материалов и по той же технологии, что и оригинальные. Поэтому реставрация техники требует всесторонних знаний, овладения различными профессиями от сварщика до портного, а главное упорства в достижении цели и большого трудолюбия. Нужно ведь разобрать машину до последнего винтика, очистить от ржавчины до того же последнего винтика, восстановить все имеющиеся детали и заново изготовить недостающие. Не забыв при этом окрасить в «родной» цвет, соблюдая технологию окраски того времени, когда данный экземпляр техники увидел свет. Реставраторы 60-х были кустарями-одиночками, обладающими разным уровнем образования и умения. Каждый творил, как мог. В середине 70-х они объединились в клуб «САМС» (Следопыты АвтоМотоСтарины). В 80-е годы наступило затишье, старинные автомобили стали исчезать и таять как прошлогодний снег. С начала 90-х коллекционирование и реставрация стали возрождаться.
        Итак, смотр мастеров реставрации разместился в большом павильоне № 4 выставочного комплекса и занял большую его часть. Здесь расположились экспонаты клубов, отдельных коллекционеров, представительства различных автомобильных и иже с ними изданий.
Военно-исторический музей бронетанковой техники МО РФ представил отдельную экспозицию. Он выставил трехосный бронеавтомобиль БА-6, оснащенный танковой башней с 45-и миллиметровой пушкой. В конструкции машины использованы узлы и агрегаты грузовика ГАЗ-ААА, выпускавшегося до войны на Горьковском автомобильном заводе. Такие бронемашины со второй половины 30-х годов ХХ в. принимали участие практически во всех вооруженных конфликтах, начиная с гражданской войны в Испании.
        Самая обширная экспозиция – клуба «Старое время». Клуб имеет хорошую производственную базу, позволяющую делать реставрацию на достаточно высоком уровне. Клуб выставил 14 автомобилей, в основном марки Mercedes-Benz с открытым верхом, оснащенными двигателями с непосредственным впрыском топлива периода 50–60-х г.г. ХХ в.
Есть в этой экспозиции два интересных американских автомобиля корпорации General Motors. Это Cadillac Coupe de Ville 1959 года выпуска и Chevrolet Corvette 1958 года. В те времена Cadillac олицетворял собой богатую и мощную Америку и был воплощением американской мечты. Машина весом две тонны имела самые большие кили на задних крыльях длиной метр «с хвостиком», а сама была протяженностью шесть метров. Мощность V-образного восьмицилиндрового двигателя варьировалась в пределах от 325 до 345 л.с. Трансмиссия была автоматическая. Расход топлива составлял чуть менее 40 л. на 100 км пробега. Конструкция кузова технологически очень сложная. Обратите внимание на затейливую конфигурацию передка, зато какая пластика! Но главное не в этом. При больших габаритах и весе автомобиль обладал очень мягким и плавным ходом. Иногда возникало ощущение, что находишься не в машине, а в ванне с парным молоком. Кто ездил – знает.
        Corvette же наоборот – автомобиль спартанский, жесткий и динамичный. Скорости 100 км в час он достигал за семь с небольшим секунд, что для машины 1958 года выпуска было совсем неплохо. Первый Corvette увидел свет в 1953 году. В процессе производства претерпел ряд модернизаций. Главной особенностью конструкции является кузов, выполненный из стеклопластика. Горячо любим американскими коллекционерами.
Не уступает ему по популярности выставленный неподалеку замечательный английский Jaguar Е. В марте 1961 года на автосалоне в Женеве автомобиль произвел настоящий фурор. И не только своей ярко выраженной спортивной пластикой кузова, но и выдающимися техническими характеристиками. Под полностью открывающейся передней частью кузова можно было обнаружить уникальный двигатель V12 объемом 5343 куб. см мощностью 272 л.с. Выпускался также вариант и с менее мощным двигателем. Кузовов было тоже два типа: родстер и купе.
        «Автомобильный клуб кабриолетов и родстеров» представил сразу три английских спортивных автомобиля периода 50-х. Это Jaguar XK 120, где «120» обозначает скорость автомобиля в милях в час, что на момент создания этой модели (1948 год) было совсем неплохо. Фирма Jaguar имеет славное спортивное прошлое. В 1952 году марка XK 120 впервые выиграла «Золотой кубок», который вручается за троекратное подряд завершение Альпийских ралли без штрафных очков. Две другие машины поскромнее. Одна MGA 1600, прототип которой в 1951 году участвовал в знаменитых 24-х часовых гонках Le Mans, а вторая Triumph TR2/TR3, несмотря на неказистую внешность, была очень популярной, благодаря надежности, экономичности, низкой цене и в то же время хорошим динамическим показателям. Здесь же представлен великолепно отреставрированный Adler Trumpf Junior, выпущенный в Германии в 1939 году. Двухместный автомобиль имеет привод на передние колеса и еще дополнительное место в багажнике для двух пассажиров. Это так называемое «тещино место». На полу багажника установлена подушка сиденья, а спинка крепится с внутренней стороны крышки багажника. Открытая вертикально крышка превращается в спинку. Тента над этим отделением нет. И дверок нет. Забираются туда, как в танк или истребитель. Сам клуб кабриолетов ведет активную деятельность: участвует в ралли старинных автомобилей и в выставках, пополняет свою коллекцию, реставрирует машины. Главной задачей клуба является создание музея. Основной шаг уже сделан: завершается строительство реставрационной мастерской.
        Несмотря на кажущуюся схожесть, вид деятельности участников смотра весьма разнообразен. Например, компания «Лебедев Эксклюзив» более пяти лет занимается реставрацией техники, а также мелкосерийного производства эксклюзивной мебели. Из маленькой мастерской компания выросла до современного предприятия, имеющего проектное бюро и хорошую производственную базу. В экспозиции компании находятся несколько мотоциклов, автомобиль Mercedes-Benz 230SL 1964 г. выпуска с кузовом кабриолет и довольно редкий у нас английский автомобиль Bentley серии S, изготовленный в 1960 году. Громогласно фирма Bentley заявила о себе в конце 20-х годов ХХ века, когда ее машины стали успешно выступать в спортивных соревнованиях. В 1929 году в гонках Ле Ман они заняли все призовые места! С 1931 года фирма Bentley вошла в состав фирмы Rolls-Royce, и постепенно аскетичный и мускулистый спортсмен Bentley превратился в представительного джентльмена, каким всегда был Rolls-Royce. Большинство машин этих двух фирм были похожи друг на друга, как две капли воды. Представленный здесь образец является двойником автомобиля Rolls-Royce Silver Cloud. Машины отличались друг от друга только эмблемами и формой облицовки радиатора. Выпуск их был начат в 1955 году. Отличительные особенности: высокое качество отделки, изумительная плавность хода и бесшумность при движении. Представленный на смотре экземпляр восстанавливался в Германии.
        Московский клуб «Техноклассика» продемонстрировал очень хороший уровень реставрации, выставив два автомобиля Mercedes-Benz с кузовами кабриолет. Модели 230 и 170 V. Мастерская «Коллекционные автомобили» Вячеслава Лена показала редкий автомобиль Holsman, изготовленный в США в самом начале ХХ века. Фирма Holsman исчезла с автомобильного горизонта в 1911 году. На машине под полом деревянного кузова установлен оппозитный четырехцилиндровый двигатель воздушного охлаждения мощностью 26 л.с. Привод на задние колеса цепной. Автомобиль имеет кожаные сиденья и дерматиновый тент. Огромных размеров колеса с деревянными спицами оснащены сплошными резиновыми шинами. Брызговики над колесами обтянуты кожей.
        Некоторые мастерские показали машины, находящиеся в процессе реставрации. Например, известная в кругах реставраторов «Мастерская Егоров и К» продемонстрировала восстанавливаемое шасси немецкого автомобиля Hanomag. В смотре приняли участие также отдельные коллекционеры. Страстный любитель итальянских спортивных автомобилей Б. Баженин организовал небольшую экспозицию, посвященную его любимой теме, где рассказал в частности о ретроспективной гонке, несущей гордый титул одной из самых знаменитых гонок ХХ века – Mille Miglia.
        Еще он выставил интересный автомобиль Аlfa-Romeo Montreal, созданный не в недрах завода Alfa-Romeo, а на фирме Carrozzeria Bertone S.p.A., где под руководством великого маэстро Н. Бертоне сотворено больше сотни разных автомобильных шедевров, в основном прототипов и концепт-каров. Не является исключением и Montreal. Под изящным и легким кузовом скрывается мощный (220 л.с.) двигатель V 8 от спортивного автомобиля Alfa-Romeo 33. Этот незаурядный автомобиль выпускался в небольших количествах с 1971 по 1975 гг. Славился своей надежностью, но стоил дорого; к примеру в 1972 году 5 400 000 итальянских лир, в то время как FIAT 124 (аналог ВАЗ 2101) стоил около 1 350 000 лир. Поэтому сейчас Montreal является довольно редким образцом автомобильной техники. Представленный в экспозиции образец какое-то время находился в Аргентине, где принимал участие в соревновании 1000 миль Аргентины, потом он попал обратно в Италию, где тоже участвовал в спортивном мероприятии – зимнем марафоне в Альпах. Montreal был единственным итальянским автомобилем на смотре реставраторов, если не считать голый кузов FIAT 500 Topolino, на котором демонстрировались возможности порошкового напыления металла. Японский автомобиль был тоже в единственном экземпляре. Это Nissan President, когда-то принадлежавший Л.И. Брежневу. Машина хорошо сохранилась. Она оснащена мощным двухсотсильным двигателем, электростеклоподъемниками и приемником Sony с советским диапазоном УКВ. Отечественных автомобилей было представлено немного. Это всем известные представительские автомобили ГАЗ 13 Чайка и ЗИЛ 117 и ветеран ГАЗ-67Б.
        Пройдя по периметру зала можно увидеть еще много интересного. Здесь расположились и художники, и издательства, и любители старинных граммофонов, патефонов, игрушек, автомобильных аксессуаров. Даже из Англии приехали представители одной фирмы, которая тридцать лет поставляет детали для старинных автомобилей. Рядом небольшая экспозиция известного эстонского клуба UNIC, а чуть подальше обосновался Музей истории велосипедного дела Андрея Мятиева.
        Смотр доказал: в последние годы реставрационное дело шагнуло далеко вперед. Появились новые мастерские, оснащенные хорошей производственной базой, способствующей повышению качества реставрации. Возникли новые музеи и автомобильные клубы, увеличивающие интерес людей к старинной технике. Все представленное ими смотрится очень достойно. Машины интересные и уровень реставрации высокий. В общем, мероприятие, по-моему, удалось. Это я вам могу сказать и как журналист, и как реставратор.
Журнал "Автомобили и цены" № 6 (39), 16 – 22 февраля 2004 г.
|
|